МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад «Хатынчан» с.Кутана МО «Алданский район» РС (Я)

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

проектно-исследовательского кружка

 «Мой край родной»

в старшей  группе «РАДУГА»

 

 

 

 

                                                                        Составила: старший воспитатель

                                                                                             Андросова В.В.

 

 

 

 

 

Кутана 2016г.

Пояснительная записка

      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Важно с детских лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность: Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости, контакта, замкнутости. Поэтому необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Через эту проектно- исследовательскую деятельность воспитать у застенчивых дошкольников желание вступать в контакт со сверстниками, умение организовать общение «Я умею», эмоционально сопереживать, прививать патриотические чувства.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, труд, художественное творчество.

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Цель-расширение знаний о родном крае, природе, истории и культуре через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

·        Формировать у детей представления, развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;

·        Развитие элементарных естественно - научных представлений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

·        Освоение детьми методов, необходимых для проектно – исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и не живой природы, беседы, опыты, эксперименты;

·        Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;

·        Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Принципы:

·        Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольников;

·        Принцип наглядности. Использую наглядные средства (проекторы, технические средства, пособия, картинки, книги, энциклопедии);

·        Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий;

·        Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок со своими способностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью, непосредственностью;

·        Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления;

·        Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию;

·        Принцип коммуникативности.  У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Форма организации деятельности: беседы, эксперименты, наблюдения, защита исследовательских работ.

Форма проведения итогов: выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации, создание моделей.

    Кружковая работа ведется 1 раз в неделю группой в количестве 10 детей. Диагностика проводится по методике Н.Е.Веракса, К.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы», область «Познание».

Предполагаемый результат:

·        эмоциональная расскрепощенность, желание выступать перед сверстниками;

·        с помощью взрослого или самостоятельно с большим желанием уметь делать не слишком трудоемкие опыты;

·        улучшение речевого развития;

·        появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

·        увеличение общения в игровой и в свободной деятельности.

Ыдаа5ы былаан:

Алтынньы «Мин дьиэ кэргэним»

1 нэдиэлэ

Диагностика

2 нэдиэлэ

Диагностика

3 нэдиэлэ

«Мин дьиэ кэргэним» (тѳрѳппүттэрин, бииргэ тѳрѳѳбүттэрин туһунан кэпсэтии)

4 нэдиэлэ

Кылгас проегы кѳмүскээһин «Мин уонна мин дьиэ кэргэним».

Сэтинньи  «Кутанам дьиктилэрэ»

1 нэдиэлэ

«Кутана кэрэ сирдэрэ», иитээччи кэпсээнэ, проектору туһаныы, кинигэ иллюстрацияларын кѳрүү.

2 нэдиэлэ

«Алдан ѳрүс хаамыскалара», эксперимент опыт оҥорон кѳрүү.

3 нэдиэлэ

«Алдан ѳрүс балыктара», иитээччи кэпсээнэ, кинигэлэри кѳрүү.

4 нэдиэлэ

Кылгас проегы кѳмүскээһин, макеттары оҥоруу – «Кутана сирин дьиктилэрэ»

Ахсынньы  «Кутанам сирин кыыллара»

1 нэдиэлэ

«Кутанам сирин кыыллара» бэсиэдэлэһии, хамсаныылаах оонньуулар, таабырыннар.

2 нэдиэлэ

«Мин таптыыр кыылым» уруһуй

3 нэдиэлэ

«Тайах уонна кутуйах» саха остуоруйатын кэпсээһин, боппуруостарга эппиэттээһин.

4 нэдиэлэ

Хоһоон нойосуус үѳрэтии «Тугутчаан» М.Обутова-Эверстова.

Тохсунньу «Тэрилтэлэр»

1 нэдиэлэ

«Дэриэбинэм тэрилтэлэрэ»  иитээччи кэпсээнэ, проекторы туһаныы, бэсиэдэлээһин.

2 нэдиэлэ

«Олорор дэриэбинэм» о5олор уруһуйдара.

3 нэдиэлэ

«Кутанам  барахсан» хоһоон үѳрэтии.

4 нэдиэлэ

Макет оҥоруу «Кутана мин олорор дэриэбинэм»

Олунньу «Кутана биллэр дьоно»

1 нэдиэлэ

«Кутана биллэр дьоно» бэсиэдэлээһин, проекторы туһаныы.

2 нэдиэлэ

«Кутана уруккута, билиннитэ» о5олор уруьуйдара.

3 нэдиэлэ

«Кутана остуоруйата» бэсиэдэлээьин.

4 нэдиэлэ

«Кутана инникитэ» макет оноруу.

Кулун тутар Саха сирин маанылаах кыыллара»

1 нэдиэлэ

«Саха сирин кѳтѳрдѳрѳ кэпсэтии, хамсаныылаах оонньуулар, таабырыннары таайсыы.

2 нэдиэлэ

Кыталык туһунан иитээччи кэпсээнэ, проекторы туһаныы.

3 нэдиэлэ

Саха сирин кыыллара, оҕолор уруһуйдара.

4 нэдиэлэ

Талан ылбыт тиэмэлэринэн кылгас проект кѳмүскүү үѳрэнии.

Муус устар  «Кутанам сирин үүнээйитэ»

1 нэдиэлэ

«Ньургуһуннар» - иитээччи кэпсээнэ, таабырыннар, бэсиэдэлэһии.

2 нэдиэлэ

П.Н.Тобуруокап «Ньургуһуннар» хоһоону нойосуус үѳрэтии.

3 нэдиэлэ

Опыт кѳрүү «Сибэкки».

4 нэдиэлэ

Аттарыы «Сибэкки»

Ыам ыйа «Мин эһээм А5а дойду сэрии кыттыылаа5а»

1 нэдиэлэ

Сэрии туһунан кэпсэтии, хартыыналары кѳрүү, проектары туһаныы.

2 нэдиэлэ

«Мин эһээм - сэрии кыттыылаа5а»

3 нэдиэлэ

Кыайыыга аналлаах уруһуй конкурса «Суох буоллун сэрии»

4 нэдиэлэ

Диагностика

 

Литература

1.Бережнова О.В., Тифомеева Л.Л., Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М., Мозаика-Синтез, 2008.

3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей –М.: Ай Пресс, 2008.

4.Гордиевских Л.В. Актуальность проблемы социализации дошкольников – М., 2004.

5.Дж. Равен. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер с анг. –М., 2002.

6.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ –М.: ТЦ Сфера, 2006.

7.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью –М., 1998.

8.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я.-2004.-№5.

9.Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред Е.В.Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.

10.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрасиные особенности): Учеб. Пособие –Минск, 2000.

11.Куницина В.Н. Межличностное общение. – Спб., 2001.

12. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий  у детей в процессе обучения –М., 1987.

13.Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений // Пособие Данилина Т.А., Киселева Л.С., Лагода Т.С. и др.- М.: АРКТИ, 2003.

14. Сапракова С.И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ -2008.№2. С. 15.

 

15.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. –Волгоград: Учитель, 2013.