Приобщение детей дошкольного возраста к культуре эвенков.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. В данном случае роль педагога заключается в удовлетворении детского любопытства и углублении поверхностных знаний детей о традициях, быте, культуре эвенкийского народа.

Этнокультурный проект современного дошкольного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. Успешность реализации этнокультурного проекта зависит от создания развивающей этнокультурной среды, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она должна характеризоваться гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создать возможность для активизации познавательной деятельности детей.

Свою работу по внедрению этнокультурного компонента через проектную деятельность начала с выбора направления, точнее раздела, и остановилась на разделе «Быт и традиции эвенкийского народа», который включает в себя следующие темы:

·         Эвенкийский чум;

·         Предметы быта;

·         Одежда и обувь эвенков;

·         Народные промыслы

Работа рассчитывалась на 1 год с детьми старшего дошкольного возраста. В течение года планировалось разработать и провести 4 проекта по указанным темам.

Таблица 1. Перспективный план проектной деятельности на учебный год

Тема

Цель

Дата проведения

1.     «Чум» жилище эвенков

Расширить представления детей о внутреннем обустройстве жилья, назначении и местоположении основных предметов быта.

Октябрь

2.     «Предметы быта»

Уточнить и расширить представления детей о предметах быта, изготовленных из различных природных материалов, их назначении.

Ноябрь

3.     «Одежда и обувь»

Конкретизировать представления детей об основных элементах традиционной одежды эвенков.

Февраль

4.     «Народные промыслы (охота, рыболовство, земледелие)»

Дать представление детям об основных народных промыслах по принципу территориальности.

Апрель

 

Далее занялась наполнением предметного окружения детей объектами национальной культуры. В мини-музее познавательного развития о родном крае внесла:

·        новые дидактические игры (собери картинку, ураса (береста) –  чум (шкура оленей) найди отличия, собери оленей и т.д.)

·        Одень куклу (традиционный эвенкийский костюм)

·        тематические альбомы «Традиции и обычаи эвенкийского народа»

·         для сопровождения мероприятий презентации по теме, видео.

·        подборка художественной литературы (сказки, поговорки, стихи)

Следующим шагом было проведение первичного мониторинга с целью выявления уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту.

Методы мониторинга:

  • беседа
  • наблюдение.

Ожидаемые результаты для детей:

1.     Понимание детьми своей связи с разными уровнями культуры: русской, якутской и эвенкийской.

2.     Наличие у детей представлений о быте и традициях эвенков.

3.     Формирование у детей уважения к историческому наследию.

4.     Наличие у детей знаний об основных элементах традиционной одежды эвенкийского народа, о предметах быта и обустройстве жилья.

5.     Умение детей различать народные промыслы по принципу территориальности (русская, якутская, эвенкийская культура)

6.     Овладение детьми некоторыми словами на эвенкийском языке, связанные с бытом и традициями народа.

 

Необходимой частью работы было анкетирование родителей с целью выявления их компетентности о нравственно-духовном развитии детей

 

Анкета для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

1.     Знаете ли вы эвенкийский язык?

2.     Желаете ли, чтобы ваш ребенок изучал эвенкийский язык?

3.     Часто ли посещаете местные музеи?

4.     Знакомите ли ребенка с  эвенкийским устным народным творчеством?

5.     Хорошо ли вы знакомы с историей, традициями, культурой, бытом эвенкийского народа?

6.     Как вы приобщаете ребенка к истории, традициям, культуре, быту  эвенкийского народа?

7.     Считаете ли вы, что этнокультурное развитие ребенка является средством подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе?

          Результаты анкетирования:

·        68% родителей не знают эвенкийский язык. 32% знают в общих чертах

·        87% родителей желают, чтобы ребенок изучал родной эвенкийский  язык.  13% родителей не желают,  чтобы ребенок изучал родной эвенкийский  язык.

·        16 % родителей  посещают местный музей. 84% не посещают местный музей.

·        29% знакомят детей с устным народным творчеством эвенков. 71 %  ничего об этом не знают.

·        55% родителей знакомы с историей, традициями, культурой, бытом эвенкийского народа. 45% не знакомы.

·        52% приобщают ребенка к истории, традициям, культуре, быту  эвенкийского народа. 48% не приобщают.

·        81% родителей считают, что этнокультурное развитие ребенка является средством подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. 19% не считают это главным

 

В заключение проведения проектов был проведен заключительный мониторинг, который позволил выявить уровень этнокультурного развития детей.

Таблица 2. Результаты мониторинга.

Начало учебного года

Конец учебного года

23 воспитанников

27 воспитанников

                  Высокий –  44%

Средний –    39  %

                  Низкий –      17  %

Высокий –    68 %

Средний –    24  %

Низкий –      8  %

 

Вопросы к беседе «Приобщение детей к  быту и традициям эвенкийского  народа»

1.     Нравится ли тебе в детском саду узнавать новое о своем селе, о народе?

2.     Есть ли у тебя дома, у бабушки предметы старинной посуды, предметы быта  народа эвенков? Назови их.

3.     Знаешь ли ты, чем занимались эвенки люди и как одевались в давние времена?

4.     Какие эвенкийские народные игры тебе известны? Играешь ли ты в них?

5.     Знаешь ли ты эвенкийские народные сказки, пословицы, загадки, потешки?

6.     Надо ли беречь предметы старины?

7.     Ходишь ли ты с родителями в музеи?

8.     Знаешь ли ты эвенкийский язык?

9.     Есть ли в твоем окружении люди, владеющие эвенкийским языком?

10.Хочется ли тебе по глубже узнать историю своего народа?

Этно-педагогическая игрушка, как часть этнокультурного проекта

Большое внимание уделяем игре с детьми. Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

           У эвенков почти все игры детей 2 – 7- летнего возраста являлись отражением жизни взрослых. У всех детей были куклы из бабок, которые во время игры представлялись то человеком, то оленем, то конем и т. д. Вот с этими куклами дети и разыгрывали сценки, отражающие реальную жизнь. В игре "гость пришел" бабки расставлялись кружком, в середину которого клали щепочку, изображавшую костер. Дети сидели вокруг костра и, подражая взрослым, вели беседу. В игре "обоз" бабки располагали в ряд, на них накладывали кусочки тряпок, лучинки. На передних "оленях" клали бабки поменьше — они символизировали всадников (женщин и детей), кругом — совсем маленькие бабки (собаки, телята). Играло несколько детей: один понукал оленей, другой лаял по-собачьи, третий издавал звуки, напоминающие блеяние телят, кто-то звонил боталом, чтобы создать шум настоящего обоза. В игре "стойбище" из лучинок делали остов шатра, покрышками служили кусочки ткани, в различных местах расставлялись голые бабки, изображавшие оленей, и покрытые тряпочками, представлявшие людей, делали площадку на четырех ножках (лабаз), на него клали щепки и тряпки (утварь и одежда), сверху еще бабку — мясо убитого оленя. В игре в охоту в разных местах расставляли бабки с лучинами — это охотники с ружьями и рогатинами, другие бабки изображали собак. Иногда бабки расставлялись без лучинок и тогда они считались оленями, а мальчик-охотник стрелял в них из игрушечного лука. Как правило, во всех этих играх куклы составляли семью, подобную собственной семье ребенка, они имели имена, соответствующие именам каждого члена семьи. Летом на стойбище рядом с настоящим чумом ставили детский чум, похожий на настоящий, с покрышками из старых тряпок. В нем разводили настоящий костер, перетаскивали туда посуду. Здесь куклы из бабок меняли на большие тряпичные, и они изображали детей, в то время как сами дети играли роль взрослых. Играли также в гости, кочевку (причем оленей изображали сами), а также в шаманство. Для этой игры был необходим бубен и колотушка, ряд изображений духов-шайтанов, которые изготавливались взрослыми (шаман-предок, изображение тени, фигуры птиц, оленей, лосей). Воздвигался чум, вокруг которого расставляли изображения птиц и к палкам привязывались тряпочки. Поодаль в разных местах ставили изображения сохатых, оленей и бабок, изображающих людей.  Ребенок 7—10 лет в  платке, надетом на голову, исполнял роль шамана, другой становился помощником шамана. Подобно настоящему он подогревал на огне игрушечный бубен. "Шаман", раскачиваясь, на особом шаманском языке напевал шаманские песни, призывал духов предков и умерших родственников. Остальные дети в это время сидели полукругом, иногда и сами били в бубен. Взрослые с удовольствием принимали участие в этой игре, подпевая шаману. У взрослых выпрашивался кусочек жира, который помощник время от времени бросал  в огонь. Летом играли в шаманство на улице или в детской юрте. Бубен иногда заменяли сковородой или ситом, изображения духов — щепками.

Итоги этнокультурного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Download
Дизайн ДЕВ статья.docx
Microsoft Word Document 9.4 MB