Воспитатель младшей группы МКДОУ «Хатынчан»
Лукина Анна Олеговна
Программа кружка по сенсорике в младшей группе
« Разноцветные ладошки »
Cписок детей
|
Фамилия, имя ребенка
|
возраст детей |
1 |
Григорьева Эльза |
4 года |
2 |
Гаер Эвелина |
4 года |
3 |
Егорова Василина |
3 года |
4 |
Егорова Вероника |
3 года |
5 |
Корнилов Айаал |
3 года |
6 |
Лукин Арсентий |
3 года |
7 |
Петров Савелий |
3 года |
8 |
Соловьева Алеана |
3 года |
|
|
|
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
- игровой метод (дидактические игры).
- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- практический – показ способов действия с предметами, эксперимент
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Актуальность.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Перцпективный план кружка
«Разноцветные ладошки»
на 2016 - 2017 учебный год
Занятия проводятся один раз в неделю в утреннее время.
Месяц |
Тема |
Кол-во ОД |
Цель |
Материал |
Сентябрь |
Диагностика |
1 |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
Игрушки и игры с уголка сенсорики |
«Найди такое же яблочко» |
1 |
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. |
Игровое поле, картинка – разноцветные яблочки, яблоки 6 цветов |
|
«В царстве фигурок » |
1 |
Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. |
Круг, квадрат, треугольник |
|
Октябрь |
Лото «Цвет» |
2 |
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. |
Игровые поля – карты и картинки 6 цветов. |
«Кто где спит» |
2 |
Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. |
Круг, квадрат, треугольник, овал |
|
Ноябрь |
«Гости» |
2 |
Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. |
Круг, квадрат, треугольник, овал |
«Окраска воды» |
2 |
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». |
Вода, баночки, гуашь |
|
Декабрь |
«Бусинки большие и маленькие» |
2 |
Учить детей чередовать предметы по величине. |
Шнурки, бусинки |
«Кислое, сладкое, соленое» |
2 |
Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. |
Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы |
|
Январь |
«Найди предмет такой же формы» |
1 |
Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
|
Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. |
«Три квадрата» |
1 |
Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. |
Квадраты 3-х размеров |
|
Февраль |
«Достроим домики» |
2 |
Развитие глазомера детей. |
3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина |
«В царстве царя-Разноцвета» |
2 |
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. |
Цветные плоскостные человечки, цветные карточки - домики. |
|
Март |
«Орнамент» |
2 |
Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы |
Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера |
«Магазин» |
2 |
Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. |
Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки») |
|
Апрель |
«Радуга» |
2 |
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет |
Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги |
«Чудесный мешочек» |
2 |
Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу
|
Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек. |
|
Май |
«Составные картинки» |
1 |
Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
|
Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, образцы рисунков, составленных из геометрических фигур |
«Какой формы предметы в нашей группе» |
1 |
Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
|
Предметы, находящиеся в групповой комнате. |
|
Диагностика |
|
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
Игрушки и игры с уголка сенсорики |