Воспитатель младшей группы МКДОУ «Хатынчан»

                                    Лукина Анна Олеговна

      

             Программа кружка по сенсорике в младшей группе

                                  « Разноцветные ладошки »

                                                 Cписок детей

 

           Фамилия, имя ребенка

 

возраст детей

1

Григорьева Эльза

4 года

2

Гаер Эвелина

4 года

3

Егорова Василина

3 года

4

Егорова Вероника

3 года

5

Корнилов Айаал

3 года

6

Лукин Арсентий

3 года

7

Петров Савелий

3 года

8

Соловьева Алеана

3 года

 

 

 

 

 Цель:  развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

 -  сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

 - учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

 -  развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы:

-    игровой метод (дидактические игры).

 - наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

 - практический – показ способов действия с предметами, эксперимент

 

         Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

 

Актуальность.

       Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

       Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

           Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

 

                                         Перцпективный план кружка

         «Разноцветные ладошки»

                              на 2016 - 2017 учебный год

Занятия проводятся один раз в неделю в утреннее время.

Месяц

Тема

Кол-во    ОД

Цель

Материал

Сентябрь

Диагностика

1

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

«Найди такое же яблочко»

1

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Игровое поле, картинка – разноцветные яблочки, яблоки 6 цветов

«В царстве фигурок »

1

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Круг, квадрат, треугольник

Октябрь

Лото «Цвет»

2

Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предме­тов.

Игровые поля – карты и картинки 6 цветов.

«Кто где спит»

2

Ознакомление детей с пятью геометри­ческими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Круг, квадрат, треугольник, овал

Ноябрь

«Гости»

2

Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Круг, квадрат, треугольник, овал

«Окраска воды»

2

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Вода, баночки, гуашь

Декабрь

«Бусинки большие и маленькие»

2

Учить детей чередовать предметы по величине.

Шнурки, бусинки

«Кислое, сладкое, соленое»

2

Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Январь

«Найди предмет такой же формы»

1

Обучение сопоставлению формы предме­тов с эталонами формы.

 

Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

«Три квадрата»

1

Обучение способам соотнесения предме­тов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Квадраты 3-х размеров

Февраль

«Достроим домики»

2

Развитие глазомера детей.

3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

«В царстве царя-Разноцвета»

2

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Цветные плоскостные человечки, цветные карточки - домики.

Март

«Орнамент»

2

Обучение восприя­тию и воспроизве­дению взаимного расположения гео­метрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы

Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орна­мента, нужные для него фигуры меньшего размера

«Магазин»

2

Обучение сопоставлению формы предме­тов с эталонами формы.

Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»)

Апрель

«Радуга»

2

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет

Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цве­тов на каждого ребенка для завершения радуги

«Чудесный мешочек»

2

Обучение зрительно­му нахождению фи­гуры по осязательно воспринимаемому образцу

 

Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Май

«Составные картинки»

1

Обучение  расчленению изображения

предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

 

Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники,

образцы рисунков, составленных из

геометрических фигур

«Какой формы предметы в нашей группе»

1

Обучение зрительному  обследованию предметов и словесному описанию их формы.

 

Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Диагностика

 

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики