Download
Отчет волонтерства.pptx
Microsoft Power Point Presentation 11.7 MB
Download
Дидактическое пособие по экологии Сезонные изменения в жизни животных нашего края (олень, заяц)
Экологическое пособие.pptx
Microsoft Power Point Presentation 14.2 MB

Пособие для дошкольников

«Сезонные изменения в жизни животных нашего края»

Пояснительная записка

            В условиях многоязычия очень велика роль в дошкольных организациях обучения родному языку. Оно должно обеспечить целенаправленное управление ходом речевого развития дошкольников, способствовать лучшей подготовке к обучению в школе, создать предпосылки для осуществления преемственности воспитательного процесса в детском саду и школе. Задачей изучения эвенкийского языка в детском саду является формирование первоначальных умений и навыков практического владения родным языком в устной форме (произносительная культура, обогащение словарного запаса, овладение грамматическим строем родного языка, формирование умений связно излагать мысли). В процессе обучения дети должны научиться слушать и понимать родную речь, отвечать на вопросы, рассказывать об увиденном, читать наизусть стихи, передавать содержание картинки, вести диалог в определенной речевой ситуации, петь детские песни, считать, знать несколько загадок и т.д. На занятиях родного языка у детей воспитывается интерес к языку и культуре своего народу, традиционным занятиям местного населения, воспитывается стремление к общению с родными.

В настоящее время одним из актуальных проблем в области сохранения эвенкийского языка и развития образовательных учреждений с эвенкийским этнокультурным компонентом стала необходимость создания качественных учебных программ и учебно-методических пособий национально-регионального характера. С этой целью мною была придумана авторское дидактическое пособие по экологии носящий национально-региональный компонент (изучение эвенкийского языка) в дошкольных учреждениях. Тема пособия выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, а если оно еще носит региональный компонент, то вдвойне решает задачи общеобразовательной программы.

Одна  из целей воспитания и обучения этого пособия - суметь сделать родной язык пожизненным достоянием ребенка, обеспечивающим связь с народом природой родного края.

 

 

 

 

 

 

Сезонные изменения в жизни животных нашего края.

(олень, заяц)

Цель:

1.      Учить слушать и понимать родную речь, отвечать на вопросы, рассказывать об увиденном.

2.      Учить читать наизусть стихи на эвенкийском языке.

3.      Учить детей называть животных (олень, заяц) на эвенкийском языке.

4.      Учить детей  называть времена года (лето, осень, зима, весна) на эвенкийском языке.

5.      Выучить  названия животных нашего края на эвенкийском языке.

6.      Научить выявлять сезонные изменения в животных нашего края.

  1. Продолжать формировать представления о сезонных явлениях в природе.
  2. Познакомить с жизнью животных весной, летом, осенью и зимой.
  3. Развивать речь.

 

Задачи:

Образовательные:

- дать представления детям о сезонных приспособлениях животных  к среде обитания.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

- развивать умение детей замечать отличительные признаки животных по сезону года.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

- воспитывать интерес к изучению  эвенкийского языка.

 

Методы и приемы

- наглядные

- игровые

- словесные

 

 

Назначение:

Это дидактическое пособие предназначено для экологического воспитания детей от 4-7 лет носящий региональный компонент ( изучением эвенкийского языка). Его можно использовать: как пособие для занятия, как пособие для индивидуальных и групповых игр по знакомству животных и в характерных изменениях жизни животных нашего края. Пособие может быть использовано в НОД в образовательной области «Познание».

 

Описание пособия:

 Пособие представляет собой 4 квадрата коробочек составленных из четырех сезонов в определенной последовательности (зима, весна, лето, осень). В центре размещается ствол дерева с ветвями (береза) отражающие характерные признаки времен года. Внутри коробочек размещены животные (олень, заяц) с отличительными признаками и особенностями  изменения в разные времена года. На карточках с изображениями животных сзади есть:

1.       Названия животных (олень,заяц) на эвенкийском языке.

2.       Стихи про животных (олень, заяц) на эвенкийском языке.

3.       Название времен года на эвенкийском языке.

4.       Название месяцев на эвенкийском языке

 

 

Варианты игр и упражнений.

Ствол, какого дерево изображено на коробочках? (береза)

береза на эвенкийском языке будет чалбан.

Какие времена года изображены на стволе дерева? ( зима, весна, лето, осень)

Какие изменения происходит весной, далее зимой, летом, осенью?

А теперь послушайте, как будут звучать зима, лето, осень и весна на эвенкийском языке ( болони-осень, тугэни-зима, неннени-весна, дюгани-лето).

 

Описание зайца( карточки с зайцами)

- Посмотрите, кого вы видите на карточке? Как вы думаете, что делает заяц? - Какое время изображено на этой картине? Как вы догадались, что это зима?

- Интересно, а как будет заяц на эвенкийском языке? (муннукан)

- Послушайте, стихи про зайца на эвенкийском языке.

- Как он выглядит? ( У него  длинные уши, черные глаза, а сам белый и длинные уши).

- А теперь давайте это все скажем на эвенкийском языке…

- Это заяц (эр муннукан)

- Заяц маленький  (Муннукан хулукун).

- Глаза черные (Эсалинконномол).

- А сам белый ( Мэнин багдама) 

- Что с зайцем происходит зимой? ( Он меняет окрас, становится белым)

- Чем питается заяц?

- В какую коробочку мы его положим? Там где весна или зима?

- А летом что происходит с зайцем? ( Заяц становится серым)

 

Описание оленя    (карточки с оленями)

Здесь нужна предварительная работа с ознакомлением оленя.

- А теперь кого вы видите на картинке? (Оленя)

- Как будет на эвенкийском языке олень? (Орон)

- Расскажите, какой он? (у него шерсть, рога, копыта).

- Посмотрите, что делает олень? (Он наклонил голову и ест грибы), как вы думаете, какое время года изображено на картине? (осень)

- Как вы узнали, что на картинке осень? Что происходит осенью с оленем.

- А теперь послушайте стихи про осень на эвенкийском языке.

- А на этой картинке что произошло? ( появился олененок)

- Как на эвенкийском языке будет называться олененок? (Орончикан)

- Когда появляются оленята? ( Весной) В какую коробочку мы его положим?

- В какое время года у оленя  шерсть становится густым? (Зимой) Почему? 

 

Данное пособие я назвала «Сезонные изменения в жизни животных нашего края». Можно  дополнить пособие карточками с изображением других животных, которые меняют свой образ жизни и внешний вид по временам года,  например: медведь, куропатка, горностай и т.д.

 

Автор: Лукина Анна Олеговна воспитатель МКДОУ д/с « Хатынчан»                                                             младшей смешанной группы «Солнышко»