Консультации для родителей 

Проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения консультаций, способы оформления наглядно-информационного материала.

 Семья для ребенка это источник общественного опыта, пример для подражания. Для того чтобы вырастить нравственно здоровую личность необходимо соединить усилия родителей, знания и опыт воспитателей, ожидание и представления общественности. Главной целью дошкольного учреждения помочь семье воспитать ребенка, обеспечить благоприятную социализацию.

Предложены вопросы и оценка ответов на психосоциальную зрелость дошкольника. 


1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной? 
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 
6. Сейчас утро или вечер? День или утро? 
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? 
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 
9. Кем работает твой отец, мать? 
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон, врач, учитель? 
15. Зачем нужны в школе звонок или парта? 
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? 
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 
18. В какое время с деревьев опадают листья? 
19. Что остается на земле после дождя? 
20. Каких животных ты знаешь? 
21. Каких ты знаешь птиц? 
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха? 
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? 
25. Хочешь ли ты идти в школу? 
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой? 

Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами. 
1 балл - за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных). 
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта. 

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха. 

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе. 

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом: 

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла. 
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл. 
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл. 
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4). 

Результат 

27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым. 
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми. 
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости. 

 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

Содержание психологической готовности к школе определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе и со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается. 
Составляющими компонентами психологической готовности к школе являются: 
ü Личностная готовность 
ü Волевая готовность 
ü Интеллектуальная готовность 
Личностная готовность ребенка к школе 
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью – учением («Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня есть маленький братик, буду ему читать» и т.п.) Быть школьником – это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело. 
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то первоклассник делает его небрежно, наспех и ему трудно достичь нужного результата. 
Еще хуже если дети не хотят идти в школу. Это результат ошибок в воспитании детей («Не хочу, там двойки ставят, дома будут ругать», «Там трудно и играть будет некогда»). Запугивание детей школой очень опасно, вредно («Ты же двух слов связать не умеешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!») 
Намного разумнее сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Позитивное отношение к школе связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и что следует отметить особо, способом её подачи школьнику. 
Необходимо способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителем. 
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ребенку безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. 
Волевая готовность ребенка к школе 
Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требует учитель, школьный режим, программа. 
Нужны волевые усилия, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью. 
К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, при-нять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенные усилия в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. 
Произвольность в поведении 6-летнего ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме. Это и умение побороть боязнь (например: войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе. 
Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения – это очень важно. Важно для развития его личности, для создания предпосылок развития воли. 
Требуется время, прежде чем требования ребенка со стороны взрослого превратятся в собственную программу ребенка. Зачатки этой способности уже формируются в старшем дошкольном возрасте, но они еще не достигли полного развития. 
Взрослым следует об этом помнить и соблюдать постепенность в предъявлении требовательности, учитывать возможности, интересы, потребности детей этого возраста. 
Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционной сторон. 
Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей «не боязни» трудностей, стремление разрешать их, не отказываться от намеченной цели. 
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. 
Интеллектуальная готовность ребенка к школе 
Важно, чтобы ребенок был умеренно развит. Некоторые родители ду-мают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка впитывают новые слова и новые выражения. Хотя словарь их резко увеличивается, но темп развития мышления медленный. 
Определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. 
«Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать» - замечает психолог П.П. Блонский. 
Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. 
Усвоение существующих программ потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли ваш ребенок к этому? 
Достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов. 
Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. 
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к учебной деятельности. Необходимо развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающему, расширять кругозор, поиск разных форм и методов работы. Взрослые своим вниманием должны поддерживать интерес к познанию. 
Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Для этого необходимо развивать познавательную потребность, достаточный уровень мыслительной деятельности, необходимую систему знаний об окружающем. 
Очень важно, как ребенок ориентируется в окружающем и как он осмысляет полученные знания. 
К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название страны, её столицы, имена и отчества родителей, кем они работают, понимают, что их бабушка – чья – то мама. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы и дни недели, текущий год, ориентируются во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, учатся находить пространственно-временные и причинно – следственные отношения, умеют обобщать и делать выводы. 
Иногда взрослым кажется, что у ребенка достаточно сведений об окружающем, но они разрозненны, поверхностны. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, быстро забываться детьми. Поэтому необходимо обсуждать с детьми просмотренный фильм, прочитанную книгу, поступки героев, чтобы узнать, что и как ребенок понял. 
Как правило, дети очень наблюдательны, но им не всегда хватает жиз-ненного опыта, чтобы оценить и истолковать замеченное явление. Приходится специально обращать внимание на что-то давно привычное. 
Формирование личности ребенка, его характера, навыков общения со сверстниками и взрослыми все это чрезвычайно важно для его будущего, для успешного обучения. 
Помимо расширения представлений и знаний ребенка об окружающем мире родители должны оценить уровень развития его игры: чувство коллективизма, взаимоотношений, конфликты, система поведения, основанная на добросовестном выполнении своих обязанностей. Дети учатся выполнять указания «старшего» («дочка» - «мамины», «больной» - «доктора»). И главное – это без принуждения, легко и охотно. А как много дает игра для развития воображения, умения представить себе: «чтобы было, если бы…» 
Наряду с игрой почетное место в подготовке к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том «как устроены» предметы, животные, люди. Посмотрите на человека нарисованного ребенком 4-5 лет, руки растут из середины туловища, сверху к нему прикреплена голова. Пройдет немало времени, прежде чем сопоставление своих рисунков с фигурами реальных людей приведет ребенка к пониманию того, что руки начинаются с плеч, а голова имеет шею. 
К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребенка. 
Очень велико значение конструирования для развития планирования своих действий, организации работы. Ребенок приучается к тому, что сначала надо создать замысел постройки, затем найти нужные строительные детали, спланировать последовательность возведения разных частей сооружения. Лишь после этого можно переходить к процессу строительства. 
Обучая ребенка рисованию или лепке, внимательно рассмотрите вместе с ним то, что он собирается нарисовать или вылепить. 
То, что было сказано об игре, рисовании, лепке относится и к другим видам занятий: аппликации, изготовлении поделок из бумаги, природного материала. При умелом руководстве со стороны родителей эти виды занятий – самая лучшая подготовка ребенка к школе, именно здесь воспитывается воля, упорство, целенаправленная деятельность ребенка. 
Некоторые родители думают, что их ребенок вырос, школа не за горами, а он все еще увлечен игрой и ни о чем серьезном не думает. А ребенок в данном случае ведет себя совершенно естественно. Ведь возраст 6-7 лет – возраст расцвета сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр, и поступление в школу не уменьшает потребности ребенка в играх. 
Встречаются дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, выполнить задание, требующее аккуратности и неторопливости. В таком случае ребенка нужно заинтересовать, привлечь его внимание, а не раздражаться и ругать ребенка. 
Дети очень любопытны. Если они видят, что взрослые начинают чем-то заниматься, они обязательно поинтересуются. И вот этот момент не надо упускать. Если ребенок устал, переключите внимание на что-то другое. Если заметите, что ребенку не интересно и занятие протекает, вяло, лучше не торопите, а начните сами, чтобы ребенок потом продолжил, окажите помощь. 
Ну, а если что-то в воспитании дошкольника уже оказалось упущенным, то перед поступлением в школу родителям самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и …начать все сначала.
 

Согласно Новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание образовательной Программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).


Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?

К счастью, не все дети тяжело переживают новый в своей жизни этап – начало посещения дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются в детском саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из семей, в которых ребенок является полноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них и не образцом для педагогических экспериментов.

Если ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок уже не будет так расстраиваться из-за ухода родителей.

Следует проанализировать, так ли переживает малыш, если в сад его приводит не мама, а папа или другой член семьи. Нужно спросить у воспитателя, как долго после ухода мамы ребенок плачет. Если сразу же, как только оказывается в группе, ребенок перестает плакать, то маме можно спокойно отправляться на работу, поскольку слезы были для мамы, а малыш чувствует себя совсем неплохо.

Если воспитатель сообщает, что ребенок плачет еще долго после ухода родителей, нужно узнать, какие занятия и какие игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с другими детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него предмет: игрушку, книжку, предмет, принадлежащий маме.

Прощаясь утром с ребенком, родителям следует вести себя спокойно и уверенно. В противном случае ребенок может уловить беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше. Нельзя позволять ребенку манипулировать родителями и из-за слез и капризов оставлять его дома, а не вести в сад.

Зная, что малыш трудно переживает каждое утро разлуку с близкими, родителям можно накануне вечером придумать и отрепетировать несколько вариантов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. Это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Даже если родители устали после работы, раздражены, им нужно не показывать это ребенку. Как бы он не был мал, он обязательно «прочитает» это состояние. Малышу необходимо чувствовать, что момент встречи с ним для родителей праздник. Пусть родители похвалят ребенка, поцелуют, сходят после сада с ним в парк или на игровую площадку.

А.И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устроить небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого следует похвалить ребенка за проведенный день в саду при всех участниках этого праздника.

Все это поможет ребенку понять, что его любят, ждут его прихода из детского сада, гордятся им. Скорее всего подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время утреннего расставания с родителями.

Итак:

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства и растерянности.

Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад.

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет.

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте ему возможность подвигаться, поиграть, побегать.

Устройте семейный праздник вечером.

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

Будьте терпеливы.