МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ХАТЫНЧАН» с. КУТАНА МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
«УТВЕРЖДАЮ» «Согласовано»
Заведующая МКДОУ д/с «Хатынчан» Старший воспитатель
________________ /Е.А. Борисова/ ____________ /Н.В. Мартынова/
Программа Дополнительного образования
«Умелые ручки»
(для детей 4-7 лет)
Ф.И.О. педагога:
Диодорова Екатерина Васильевна
Должность:
педагог
дополнительного
образования
Кутана, 2015
Занятия по художественному труду позволяют совершенствовать глазомер, развивают зрительную память, наблюдательность, воображение, способствуют развитию мелкой моторики рук, что в дальнейшем облегчает усвоение навыков письма. Основная цель педагога в этом процессе — организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она приносила радость и удовлетворение. При этом важно не ограничиваться выполнением заданий по инструкциям, а построить занятия так, чтобы ребенок стремился к самостоятельному решению творческих задач.
Старший дошкольный возраст является периодом развития творческих способностей человека, проявления художественно-творческой активности, которая заключается в поиске нового, проявлении самостоятельности, выборе замысла и его воплощении в художественных образах, в степени творческой переработке образов, оригинальности способов и результатов этой деятельности. Художественно-творческая активность с одной стороны предполагает наличие развитых творческого воображения, творческого мышления, зрительной памяти, творческих способностей, проявление личностью эстетических чувств, вкусов. С другой стороны, она сама развивает психические познавательные процессы, эмоциональные переживания и рефлексивные способности.
Занятий по этой программе нацелены на развитие навыков аппликации, декоративных композиций из растительных элементов, а также лепка из пластилина и соленого теста.
Занятия предполагают чередование трудовой деятельности с отгадыванием загадок, чтением стихов, физкультминутками и т. д. Кроме развлекательных функций, такие занятия позволяют расширить кругозор ребенка, обогатить его словарный запас, укрепить физическое здоровье.
После окончания занятий нужно дать детям возможность по достоинству оценить полезность созданного ими: их рисунки и поделки могут быть использованы для игр и оформления помещений или в качестве подарков.
Цель программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, технических умений и навыков в лепке, аппликации и конструировании.
1. Продолжать учить детей работать в разных техниках лепки, аппликации.
2. Удовлетворять потребность ребенка в продуктивной творческой деятельности;
3. Продолжать способствовать развитию эмоциональной сферы.
4. Способствовать формированию опыта познавательной и творческой деятельности.
5. Развивать коммуникативные навыки.
Педагогический контроль осуществляется с учетом актуального уровня развития ребенка. Параметрами педагогического контроля выступают: сформированность технических знаний, умений и навыков, уровень развития творчества, уровень развития эмоциональной сферы.
Очень важно, если эстетическое воспитание на занятиях найдет продолжение и в семье. Родителям необходимо приобщать детей к прекрасному. Посещение музеев, выставок, знакомство с живописью, музыкой или просто прогулки в лесу — все это поможет развить в ребенке добрые чувства, желание творить.
Данная программа предназначена для детей 4-7 лет. Кружок могут посещать как мальчики, так и девочки. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю по 20 - 25 - 30 минут.
В конце учебного года дети 5-6 летнего возраста:
• способны самостоятельно планировать и анализировать свою работу;
• могут использовать различные средства выразительности в лепке, аппликации;
• имеют представления о некоторых жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
• умеют создавать объемные формы путем закругления полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр; приемами вырезывания (симметричное, силуэтное, ленточное вырезание (по типу «гармошки»), округлые формы);
• знают разные способы прикрепления деталей друг к другу, к фону (клей, пластилин);
• владеют разными способами лепки (конструктивным, пластическим, комбинированным);
• знают значение терминов: диагональ, цилиндр, конус, симметричное вырезывание, складывание гармошкой, складывание вдвое, линия сгиба, фон, линия горизонта, портрет, пейзаж, композиция, натюрморт.
Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить индивидуальную работу с детьми по каждому разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация выставки в конце учебного года.
Содержание
Знакомство с учащимися. Рассказ о работе студии. Знакомство с правилами техники безопасности и требованиями к учащимся.
Знакомство с различными видами лепки – лепка из соленого теста и пластилина, и способами их изготовления. Знакомство с приемами аппликации и лепки.
Дети продолжают работать с пластилином и соленым тестом. Секреты изготовления теста. Знакомство со свойствами пластилина, солёного теста (мягкий от тепла, изменяет цвет при смешивании, непрозрачный). Рассматривание образца, Обсуждение плана работы.
Знакомство с комбинированным способом лепки; с новой техникой лепки при помощи стеки (столбик сгибается дугой и разрезается стекой); средствами выразительности — изображение динамики, композиция. Дети учатся передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Дошкольники совершенствуют работу в разных техниках лепки (скатывание, примазывание, раскатывание, отщипывание и др.).
Знакомство детей с различными видами бумаги. История возникновения бумаги.
Дети знакомятся с понятиями «ритм», «симметрия»; со средствами выразительности в аппликации (ритм, цвет, форма). Знакомство с простейшими приёмами (сгибание, складывание, разрезание), выбор образца.
Освоение новых приемов вырезания (силуэтное, симметричное, ленточное). Закрепление вырезания круга из квадрата, овала из прямоугольника.
Продолжается работа в разных видах аппликации:
· Аппликация из пластилина на прозрачной основе.
· Выпуклая аппликация из пластилина.
· Силуэтная аппликация.
· Предметная (декоративная, сюжетно-тематическая).
· Симметричная.
· Геометрическая.
· Резаная и рваная мозаичная аппликация.
· Аппликации из различных материалов:
· Аппликация из природных материалов.
· Аппликация из ткани, ниток, бумаги, картона и рельефной бумаги, фольги.
· Аппликация из бросового материала.
· Аппликация из опилок.
В данном разделе предполагается конструирование из бумаги, природного и бросового материалов. Дети знакомятся с приемами видоизменения плоскостных форм путем закругления полукруга в конус (высокий конус и низкий конус), прямоугольника в цилиндр. Закрепление способов соединения разных материалов друг с другом и закрепления их на фоне.
Проснякова. 2007.
Выполнение детьми творческого коллективного проекта, который является итоговым занятием.
Методическое обеспечение
Основные формы работы с детьми - занятие, творческий проект.
Деятельность детей шестого года жизни приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них необходимо формировать умение сначала придумать, представить себе то, что они собираются изображать, а потом уже начинать действовать. Особое внимание следует уделять формированию замысла будущей работы.
Сенсорный опыт детей обогащается: знают основные формы и величины предметов, умеют изображать их, поэтому старшим дошкольникам доступно изображение предметов более сложного строения. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать), могут менять положение (живые существа двигаются, меняют позы; деревья в ветреный день наклоняются и т. п.). На занятиях по аппликации необходимо учить детей располагать изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы.
На занятиях лепкой нужно учить детей точнее передавать пропорции частей и разные по величине предметы, мелкие детали. Обращать внимание дошкольников на более тщательную отделку предмета, а также закреплять навыки аккуратной лепки.
На занятиях аппликацией дети учатся различным приемам вырезания, аккуратному и экономному использованию изобразительных материалов (бумага, клей, кисть). Дошкольники продолжают осваивать работу с засушенными растениями (флористика).
На занятиях по всем видам изобразительной деятельности у детей формируются умения словесного планирования предстоящей работы, осуществление самоанализа; умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали; умение осуществлять зрительный контроль над действием руки, идет работа по отработке умения подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Передача своего эмоционального состояния и состояния природы осуществляется детьми на занятиях по аппликации и лепке при помощи цвета. Занятия по конструированию из бумаги могут включать использование элементов аппликации и рисования.
Проектная деятельность старших дошкольников включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: планирование процесса, реализация процесса, рефлексия проделанной работы, коррекция. На протяжении всего учебного года дети усваивают элементы проектной деятельности через выполнение разных заданий.
На занятиях по лепке, аппликации и конструированию необходимо использовать наглядные материалы (рассматривание иллюстраций, репродукций и тематических альбомов по теме и др.).
№ |
Тема занятия |
Количество |
|||
теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Т-1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
Т-2 |
Лепка из соленого теста и пластилина. |
1 |
33 |
34 |
|
|
Секреты изготовления соленого теста. Приемы работы с соленым тестом и пластилином. Лепка из пластилина. «Осень» |
|
1 |
|
|
|
«Усатый полосатый» |
|
2 |
|
|
|
«Цыплёнок» |
|
2 |
|
|
|
«Зимний сказочный лес» |
|
2 |
|
|
|
«Море» |
|
2 |
|
|
|
Соленое тесто. «Пальма» |
|
2 |
|
|
|
«Натюрморт» |
|
2 |
|
|
|
«Подводный мир» |
|
2 |
|
|
|
«Тюльпаны для мамы» |
|
2 |
|
|
|
«Снежинки» |
|
2 |
|
|
|
«Новая столовая» |
|
2 |
|
|
|
«Ёлочные игрушки» |
|
2 |
|
|
|
«Снежная баба» |
|
2 |
|
|
|
«Весенний букет» |
|
2 |
|
|
|
«Горшочек с цветком» |
|
2 |
|
|
|
«Цветы в вазе» |
|
2 |
|
|
|
«Короб» |
|
2 |
|
|
Т-3 |
Аппликация. |
1 |
33 |
34 |
|
|
Знакомство детей с различными видами бумаги. История возникновения бумаги. «Зимний пейзаж» |
|
1 |
|
|
|
«Медведь» |
|
2 |
|
|
|
«Кукла» |
|
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
«Корова» |
|
2 |
|
|
|
«Попугай» |
|
2 |
|
|
|
«Березки» |
|
2 |
|
|
|
Поздравительная открытка на все случаи жизни |
|
2 |
|
|
|
«С днём рождения!» |
|
2 |
|
|
|
«С 8марта» |
|
2 |
|
|
|
«Ромашки» |
|
2 |
|
|
|
«Подсолнухи» |
|
2 |
|
|
|
«Сказочные цветы» |
|
2 |
|
|
|
«Аквариум» |
|
2 |
|
|
|
«Волшебный сундучок» |
|
2 |
|
|
|
Подарки для Гнома |
|
2 |
|
|
|
«Зайчик» |
|
2 |
|
|
|
«Царевна-лягушка» |
|
2 |
|
|
Т-4 |
Итоговая занятие. |
|
2
|
2 |
|
|
ИТОГО: |
3 |
69 |
72 |
|
|
Литература:
1. Аппликация из камней и ракушек. М., «Издательство АСТ». 2007.
2. В.В. Выгонов, Э.М. Галямова И.В. Захарова. Аппликация. М., «Издательский Дом МСП». 2006.
3. Данкевич.Е, Хакова О. Лепим из пластилина. 2007.
4. И.Н. Хананова. Соленое тесто. - М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2008.
5. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, - «Айрис Пресс». 2008.
6. Лыкова И.А. Лепим динозавров, - «Феникс», 2006.
7. Н.Н. Кайдошко. И.А. Малышева О.И. Ратникова. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. М., «Русское слово». 2008.
8. Соленое тесто, - М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009.
9. Т.Н. Проснякова. Кошки.. «Издательство «Учебная литература». 2006. г. Самара
10. Т.Н.Проснякова. Собачки. «Издательство «Учебная литература». 2007.г. Самара.
11. ШерианФрей. Научимся лепить забавных животных. 2009.
12. Чернова В.Е. Пластилиновые картины, - «Феникс», 2006.
МО «АНАМЫ» Алданский район с. Кутана РС(Я)
МКДОУ детский сад «Хатынчан»
Кружок «Умелые ручки»
Список детей на 2016 – 2017 учебный год
1. Афанасьева Аэлита 14.06.2012 ул. Кутанинская, д 4 кв 4
2. Борисов Аял 03.09.2010 ул. Алданская д 20
3. Борисова Карина 09.06.2012 ул. Алданская д 20
4. Васильева Амели 05.11.2011 ул. Алданская д 35
5. Данилов Антон 13.05.2011 ул Чюмчюльская д 4
6. Ефимова Виолетта 02.09.2011 ул. Кутанинская д 2 кв 2
7. Ефимов Оскар 21.09.2012 ул. Кутанинская д 2 кв 2
8. Лукина Лиза 01.09.2012 ул. Алданская д 34
9. Макарова Инга 11.11.2011 ул. Кутанинская д 5 кв 2
10. Макаров Эрсан 24.11.2011 ул. Кутанинская д
11.Максимов Денис 28.09.2010 ул. Алданская д10
12. Мартынова Эвелина 07.03.2012 ул. Чюмчюльская д 29
13. Николаева Арина 06.08.2011 ул. Кутанинская д 5 кв 2
14. Платонова Арина 28.03.2010 ул. Кутанинская д 22
15.Платонова Нарыйаана 08.01.2012 ул. Алданская д 38
16.Харитонова Кира 13.10.2010 пер. Строительный д 4