МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ДЕТСКИЙ САД «ХАТЫНЧАН» с. КУТАНА МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                             «Согласовано»

Заведующая МКДОУ д/с «Хатынчан»                                         Старший воспитатель

 

________________ /Е.А. Борисова/                                         ____________  /Н.В. Мартынова/                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Программа Дополнительного образования

«Умелые ручки»

(для детей 4-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. педагога:

Диодорова Екатерина Васильевна

Должность:

педагог

дополнительного

образования

Кутана, 2015

Пояснительная  записка

 

            Занятия по художественному труду позволяют совершенствовать глазомер, развивают зрительную память, на­блюдательность, воображение, способствуют развитию мелкой моторики рук, что в дальнейшем облегчает усвоение навыков письма. Основная цель педагога  в этом процессе — организо­вать деятельность ребенка таким образом, чтобы она приносила радость и удовлетворение. При этом важно не ограничиваться выполнением заданий по инструкциям, а построить занятия так, чтобы ребенок стремился к самостоятельному решению творче­ских задач.

 

     Старший дошкольный возраст является  периодом развития творческих способностей человека, проявления художествен­но-творческой активности, которая заключается в поиске нового, проявлении самостоятельности, выборе замысла и его воплощении в худо­жественных образах, в степени творческой переработке образов, ори­гинальности способов и результатов этой деятельности. Художествен­но-творческая активность с одной стороны предполагает наличие раз­витых творческого воображения, творческого мышления, зрительной памяти, творческих способностей, проявление личностью эстетичес­ких чувств, вкусов. С другой стороны, она сама развивает психические познавательные процессы, эмоциональные переживания и рефлексив­ные способности.

 

     Занятий по этой программе нацеле­ны на развитие навыков аппликации,  декоративных композиций из растительных элементов,  а также  лепка из пластилина и соленого теста.

    Занятия предполагают чередование трудовой деятельности с  отгадыванием загадок, чтением стихов, физкультминутками и т. д. Кроме раз­влекательных функций, такие занятия позволяют расширить кругозор ребенка, обогатить его словарный запас, укрепить фи­зическое здоровье.

    После окончания занятий нужно дать детям возможность по достоинству оценить полезность созданного ими: их рисунки и поделки могут быть использованы для игр и оформления поме­щений или в качестве подарков.

 

   Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в  лепке, аппликации и констру­ировании.

Задачи решаемые в процессе реализации программы:

      1. Продолжать учить детей работать в разных техниках  лепки, аппликации.

      2. Удовлетворять потребность ребенка в продуктивной творческой деятельности;

      3. Продолжать способствовать развитию эмоциональной сферы.

      4. Способствовать формированию опыта познавательной и творческой деятельности.

      5. Развивать коммуникативные навыки.

 

 

      Педагогический контроль осуществляется с учетом актуального уровня развития ребенка. Параметрами педагогического контроля вы­ступают: сформированность технических знаний, умений и навыков, уровень развития творчества, уровень развития эмоциональной сферы.

 

    Очень важно, если эстетическое воспитание на занятиях  найдет продолжение и в семье. Родителям необхо­димо приобщать детей к прекрасному. Посещение музеев, выста­вок, знакомство с живописью, музыкой или просто прогулки в лесу — все это поможет развить в ребенке добрые чувства, жела­ние творить.

 

    Данная программа предназначена для детей 4-7 лет. Кружок могут посещать как мальчики, так и девочки. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю по 20 -  25 - 30 минут. 

     В конце учебного года дети 5-6 летнего возраста:

• способны самостоятельно планировать и анализировать свою работу;

• могут использовать различные средства выразительности в  лепке, аппликации;

• имеют представления о некоторых жанрах изобразительного ис­кусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

• умеют создавать объемные формы путем закругле­ния полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр; приемами вырезы­вания (симметричное, силуэтное, ленточное вырезание (по типу «гар­мошки»), округлые формы);

• знают разные способы прикрепления деталей друг к другу, к фону (клей, пластилин);

• владеют разными способами лепки (конструктивным, пласти­ческим, комбинированным);

• знают значение терминов:  диагональ, цилиндр, конус, сим­метричное вырезывание, складывание гармошкой, складывание вдвое, линия сгиба, фон, линия горизонта, портрет, пейзаж, композиция, натюрморт.

 

    Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить ин­дивидуальную работу с детьми по каждому разделу программы, оказать необходимую консультативную помощь родителям.

    Формой подведения итогов реализации дополнительной образо­вательной программы является  организация выставки в конце учебного года.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Вводное занятие.

Теория.     

   Знакомство с учащимися. Рассказ о работе студии. Знакомство с правилами техники безопасности и требованиями к учащимся.

Практика.

   Знакомство с различными видами лепки – лепка из соленого теста и пластилина, и способами их изготовления. Знакомство с приемами аппликации и лепки.

2. Лепка.

Теория.

  Дети продолжают работать с пластилином и соленым тестом. Секреты изготовления теста. Знакомство со свойствами пластилина, солёного теста (мягкий от тепла, изменяет цвет при смешивании, непрозрачный). Рассматривание образца, Обсуждение плана работы.

Практика.

  Зна­комство с комбинированным способом лепки; с новой техникой лепки при помощи сте­ки (столбик сгибается дугой и разрезается стекой); средствами вырази­тельности — изображение динамики, композиция. Дети учатся передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Дошкольники совершенствуют работу в разных техниках лепки (скатывание, примазывание, раскаты­вание, отщипывание и др.).

 

3. Аппликация

Теория.

   Знакомство детей с различными видами бумаги. История возникновения бумаги.

Дети знакомятся с понятиями «ритм», «симметрия»; со средства­ми выразительности в аппликации (ритм, цвет, форма). Знакомство с простейшими приёмами (сгибание, складывание, разрезание), выбор образца. 

Практика.

   Освоение но­вых приемов вырезания (силуэтное, симметричное, ленточное). Зак­репление вырезания круга из квадрата, овала из прямоугольника.

 

    Про­должается работа в разных видах аппликации:

·        Аппликация из пластилина на прозрачной основе.

·        Выпуклая аппликация из пластилина.

·        Силуэтная аппликация.

·        Предметная (декоративная, сюжетно-тематическая).

·        Симметричная.

·        Геометрическая.

·        Резаная и рваная  мозаичная аппликация.

 

·        Аппликации из различных материалов:

·        Аппликация из природных материалов.

·        Аппликация из ткани, ниток, бумаги, картона и рельефной бумаги, фольги.

·        Аппликация из бросового материала.

·        Аппликация из опилок.

 

      В данном разделе предполагается конструирование из бумаги, природного и бросового материалов. Дети знакомятся с приемами ви­доизменения плоскостных форм путем закругления полукруга в конус (высокий конус и низкий конус), прямоугольника в цилиндр. Закрепление способов соединения разных материалов друг с другом и закрепления их на фоне.

 

Проснякова.  2007.

 

Т-4. Итоговое занятие

  Выполнение детьми  творческого коллектив­ного проекта, который является итоговым занятием.

 

 Методическое обеспечение

 

        Основные формы работы с детьми - занятие, творческий проект.

         Деятельность детей шестого года жизни приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них необходимо формиро­вать умение сначала придумать, представить себе то, что они собира­ются изображать, а потом уже начинать действовать. Особое внимание следует уделять формированию замысла будущей работы.

Сенсорный опыт детей обогащается: знают основные формы и величины предметов, умеют изображать их, поэтому старшим дош­кольникам доступно изображение предметов более сложного строе­ния. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать), могут менять положение (живые суще­ства двигаются, меняют позы; деревья в ветреный день наклоняются и т. п.). На занятиях по аппликации необходимо учить детей распола­гать изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы.

        На занятиях лепкой нужно учить детей точнее передавать пропор­ции частей и разные по величине предметы, мелкие детали. Обращать внимание дошкольников на более тщательную отделку предмета, а также закреплять навыки аккуратной лепки.

        На занятиях аппликацией дети учатся различным приемам выре­зания, аккуратному и экономному использованию изобразительных материалов (бумага, клей, кисть). Дошкольники продолжают осваи­вать работу с засушенными растениями (флористика).

На занятиях по всем видам изобразительной деятельности у детей формируются умения словесного планирования предстоящей работы, осуществление самоанализа; умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали; умение осуществлять зрительный контроль над дей­ствием руки, идет работа по отработке умения подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Передача сво­его эмоционального состояния и состояния природы осуществляется детьми на занятиях по аппликации и лепке при помощи цвета. Занятия по конструированию из бумаги могут включать использование элементов аппликации и рисования.

Проектная деятельность старших дошкольников включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:  планирова­ние процесса, реализация процесса, рефлексия проделанной работы, коррекция. На протяжении всего учебного года дети усваивают эле­менты проектной деятельности через выполнение разных заданий.         

          На занятиях по  лепке, аппликации и конструирова­нию необходимо использовать наглядные материалы (рассматривание иллюстра­ций, репродукций и тематических альбомов по теме и др.).

 

 

 

Примерное тематическое планирование по программе

                                                «Умелые ручки»

 

    №

    Тема занятия

                Количество 

    теория

Практика  

    Всего

    1

                  2

             3

          4

         5

Т-1

Вводное занятие

 

                   1

 

1

           2

Т-2

Лепка из соленого теста и пластилина.

 

                   1 

 

            33   

          34

 

Секреты изготовления соленого теста. Приемы работы с соленым тестом и пластилином.

Лепка из пластилина.  «Осень»

 

              1

 

 

«Усатый полосатый»

 

              2

 

 

«Цыплёнок»

 

              2

 

 

«Зимний сказочный лес»

 

              2

 

 

«Море»

 

              2

 

 

Соленое тесто.

 «Пальма»

 

              2

 

 

«Натюрморт»

 

              2

 

 

«Подводный мир»

 

              2

 

 

«Тюльпаны для мамы»

 

              2

 

 

«Снежинки»

 

              2

 

 

«Новая столовая»

 

              2

 

 

«Ёлочные игрушки»

 

              2

 

 

«Снежная баба»

 

              2

 

 

«Весенний букет»

 

              2

 

 

«Горшочек с цветком»

 

              2

 

 

«Цветы в вазе»

 

              2

 

 

«Короб»

 

              2

 

Т-3

Аппликация.

 

                1

 

            33

         34

 

   Знакомство детей с различными видами бумаги. История возникновения бумаги.

«Зимний пейзаж»

 

              1

 

 

«Медведь»

 

              2

 

 

«Кукла»

 

              2

 

      1

                         2

               3

               4

             5

 

«Корова»

 

               2

 

 

«Попугай»

 

               2

 

 

«Березки»

 

               2

 

 

Поздравительная открытка на все случаи жизни

 

               2

 

 

«С днём рождения!»

 

               2

 

 

«С 8марта»

 

               2

 

 

«Ромашки»

 

               2

 

 

«Подсолнухи»

 

               2

 

 

«Сказочные цветы»

 

               2

 

 

«Аквариум»

 

               2

 

 

«Волшебный сундучок»

 

               2

 

 

Подарки для Гнома

 

               2

 

 

«Зайчик»

 

               2

 

 

«Царевна-лягушка»

 

               2

 

Т-4

Итоговая занятие.                                  

 

 

               2

 

          2

 

 

                                 ИТОГО:                                                       

              3  

             69

           72

         

 


 

 

Литература:

 

 

1.     Аппликация из камней и ракушек.   М., «Издательство  АСТ». 2007.

2.       В.В. Выгонов, Э.М. Галямова И.В. Захарова. Аппликация. М., «Издательский Дом МСП». 2006.

3.     Данкевич.Е, Хакова О. Лепим из пластилина. 2007.

4.     И.Н. Хананова. Соленое тесто. - М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2008.

5.     Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, - «Айрис        Пресс». 2008.                                                                                                                             

6.     Лыкова И.А. Лепим динозавров, - «Феникс», 2006.

7.     Н.Н. Кайдошко.  И.А. Малышева О.И. Ратникова. Занятия по рисованию и  художественному труду   для дошкольников. М., «Русское слово». 2008.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

8.     Соленое тесто, - М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009.

9.     Т.Н. Проснякова.  Кошки.. «Издательство «Учебная литература». 2006. г. Самара

10.         Т.Н.Проснякова.  Собачки.  «Издательство «Учебная литература». 2007.г.   Самара. 

11.         ШерианФрей. Научимся лепить забавных животных. 2009. 

12.         Чернова В.Е. Пластилиновые картины, - «Феникс», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МО «АНАМЫ» Алданский район с. Кутана РС(Я)

 

МКДОУ детский сад «Хатынчан»

 

Кружок «Умелые ручки»

Список детей  на 2016 – 2017 учебный год

1.     Афанасьева Аэлита                14.06.2012         ул. Кутанинская,  д 4 кв 4

2.     Борисов Аял                            03.09.2010         ул. Алданская д 20

3.     Борисова Карина                    09.06.2012         ул. Алданская д 20

4.     Васильева Амели                   05.11.2011         ул. Алданская д 35

5.     Данилов Антон                      13.05.2011         ул Чюмчюльская д 4

6.     Ефимова Виолетта                 02.09.2011         ул. Кутанинская д 2 кв 2

7.     Ефимов Оскар                        21.09.2012         ул.  Кутанинская д 2 кв 2

8.     Лукина Лиза                           01.09.2012         ул. Алданская д 34

9.     Макарова Инга                       11.11.2011         ул.  Кутанинская д 5 кв 2

10.  Макаров Эрсан                       24.11.2011         ул.  Кутанинская д

11.Максимов Денис                    28.09.2010         ул. Алданская д10

12. Мартынова Эвелина               07.03.2012        ул. Чюмчюльская д 29 

13. Николаева Арина                  06.08.2011         ул.  Кутанинская д 5 кв 2

14. Платонова Арина                   28.03.2010         ул. Кутанинская д 22

15.Платонова Нарыйаана           08.01.2012         ул. Алданская д 38

 

16.Харитонова Кира                   13.10.2010         пер. Строительный д 4