Организация мини - музея в детском саду.

 

Музейная педагогика – молодая область педагогической науки, тесно связана с музееведением, историей, краеведением. Она зародилась более 100 лет назад, но сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70- е годы ХХ века. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышение значения его образовательной функции.                                                                                       В раннем возрасте дети начинают интересоваться  предметным миром, накапливая чувственные впечатления от новых для него, незнакомых ему предметов, которые он никогда не видел, да и не мог видеть в окружающей его действительности. Это расширяет кругозор, поэтому важно приобщать детей к музею, как можно раньше. Во многих детских садах России в последние годы появились мини – музеи. Есть  и у нас в детском саду «Хатыҥчан»  мини-музей “Юктэкэн” (Родник).                                                                                                                                                                           На подготовительном этапе был выбор места для экспозиции – это отдельное помещение. Тематику и название мини- музея обсуждали с нашими родителями, сотрудниками детского сада. Определили название «Юктэкэн».                                                                                                                              “Как велика моя земля, как широки её просторы!                                                                                              Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы!                                                                                                           Раскинулась моя страна от севера до юга:                                                                                                        Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.                                                                                      Живем мы в радостном краю, и знать его должны мы                                                                                    Страну Российскую свою.                                                                                                                                   Свой светлый край любимый”                                                                                                                              Стихотворение “Наша родина”  Н. Забилы.

   Направление работы мини- музея в детском саду – это новая развивающая среда: этнографическое образование, где знакомим детей с элементами национально – регионального компонента, как обустроен быт, жилище, какая хозяйственная утварь есть у того или иного народа, народные сказки, прикладное искусство, народные игры, музыкальные инструменты, национальные костюмы, праздники, обычаи.                                                                                                                                    Для регистрации экспонатов нашего музея завели журнал, где записываем название экспоната,  ФИО лица предоставивщего экспонат и ответственого за хранение. Эффективность работы мини –музея зависит от того, насколько экспонаты интересны и привлекательны для детей, насколько удачно они расположены и доступны для рассматривания т.к. дошкольникам  важно не только выслушать, но и потрогать предмет, почувствовать, подержать его в руках, посмотреть как он устроен, работает, звучит. Поэтому  обязательно нужно разрешать ребёнку участвовать в размещении предметов. Совместное участие детей, родителей и воспитателей в создании, обновления, пополнении экспозиции в мини – музее благотворно скажется на мотивации ребёнка к познанию нового. Тот или иной экспонат может рассказать об истории возникновения предмета, как он выглядел в старину, какие материлы использовали для его изготовления, интересными историями связанными с ним т.к. любая вещь несет в себе интересную позновательную информацию. Собранные предметы быта используются в беседах и на занятиях по изобразительной деятельности ( дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду), по ознакомлению с укладом жизни в русской деревне, с бытом и жизнью малочисленных народов: эвенков, ненцев, долганов проживающих в бескрайней широкой тундре и тайге, как жили наши предки на просторных аласах якуты – саха.                        Наши воспитатели для мини- музея сделали своими руками куклы из разных материалов, сшили для них наряды – это герои эпоса – олонхо “Эрчимэн Бэргэн”, есть куклы в национальных костюмах “Дружный хоровод” – русская красавица Марья, якутяночка – Сардаана, узбечка – Зухра, казашка – Айгуль, грузин – Зураб, куклы герои Великой Отечественной войны – “Подвиг твой бессмертен” – это солдат,  матрос, медицинская сестра,куклы – герои “Любимые сказки” – “Муха Цокатуха”, “Гуси – Лебеди”, “Три медведя”, “Курочка Ряба” и др.

Результаты работы:

·         Участие в международном фестивале “Daimond notes». 2016 год

·         Участие в международном фестивале “Daimond notes». 2017 год

·         В марте месяце 2017 года экспонаты нашего музея были представлены на республиканской выставке “Якутия мастеровая”,  где были выданы сертификаты участникам выставки Е.В. Диодоровой, Р.П. Мартыновой.

 

Положение о работе мини- музея.

1.      Положение о мини- музее.

1.1    Настоящее положение призвано регулировать организацию работы мини- музея в МКДОУ детский сад “ Хатыҥчан” с. Кутана Алданский район РС(Я).

1.2    Основными задачами организации работы мини- музея является: содействие в организации и проведении учебно – воспитательного процесса,воспитание у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.

2.      Порядок организации работы мини- музея в детском саду:

2.1    Создание мини- музея является результатом целеноправленной, творческой поисково- исследовательской работы дошольников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, при наличии: руководителя- педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива; специально оборудованного места для мини- музея в детском саду.

2.2    Профиль дошкольного мини- музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций. Дошкольный мини- музей имеет профили: краеведческий, народного творчества.

2.3    Вопрос об открытии мини- музея решается управляющим советом.

3.      Организация образовательного процесса:

3.1    Организация воспитательно- образовательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.

План мероприятий:

Тема

Возрастная группа

Цель

Месяц

1

“Знакомство с музеем” (экскурсия)

средняя,

старшая

подготовительная

Ознакомление дошкольников с малой Родиной

Сентябрь

2

“Якутский балаган”

старшая

подготовительная

Ознакомление с национальной культурой якутов.

Октябрь

3

Постановка сказки

“Кто дал эвенкам солнце”

старшая

подготовительная

Ознакомление дошкольников с эвенкийским фольклором

Ноябрь

4

“Русская изба”

старшая

подготовительная

Ознакомление с русским фольклором

Декабрь

5

“Добро пожаловать в русскую старину

старшая

подготовительная

Ознакомление с прикладным творчеством

Январь

6

“Народы Севера”

старшая

подготовительная

Ознакомление с народами Севера (юкогиры, долганы)

Февраль

7

“Якутский костюм”

старшая

подготовительная

Ознакомление с особеностями якутского костюма

Март

8

“Хоровод дружбы”

старшая

подготовительная

Ознакомление с фольклором народов  России

Апрель

9

“Бакалдын”

старшая

подготовительная

Ознакомление с фольклором эвенков

Май

 

 

Р. П. Мартынова воспитатель                                                                                МКДОУ детский сад «Хатынчан»                                                                         МО «Алданский район» РС (Я) с. Кутана

Педагогическое кредо: «Работать с энтузиазмом и с душой – если выбрали эту профессию»

«Мое призвание – педагог»

Существуют множество профессий, они безусловно интересные и востребованные, а мой путь к работе воспитателя детского сада «Хатыҥчаан” начался в 1984 году, когда поступила на учёбу в ЯПУ – 2 г. Якутска и вот в течении 33 лет непрерывно работаю воспитателем в нашем детском саду. Приняли на работу в ясельную группу к малышам, где возраст детей был от 1 года до 3 лет. Заведующей детским садом была Абрамова Валентина Васильевна. Детский сад – это удивительная страна чудес, здесь всегда слышен звонкий, заливистый смех детей, это наш второй дом, где мои дети ждут меня изо дня в день и всегда радостно встречают, обнимают когда прихожу на работу и понимаю, что нужна им и я люблю их такими, какие они есть:озорных, дерзких, весёлых “почемучек”. Каким вырастет ребёнок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от моего каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Дети, как губка впитывают наши слова, жесты, манеру поведения. В любой жизненной ситуации надо уметь правильно вести себя, чтобы научить своих детей чему – то новому, воспитать в них хорошие манеры; я своим примером воспитываю их каждым моментом своей жизни: это как я разговариваю с людьми, с родителями, с детьми. Как я одеваюсь, какая у меня прическа. Дети всегда были и есть очень наблюдательными, внимательными, замечают даже такое для меня незначимое, какие у меня серьги. Поэтому с детьми всегда надо быть справедливым, другом для него, способным сопереживать неудачи и полюбить детей всем сердцем. Для наших детей мы становимся вторыми мамами, доброй бабушкой. Мне очень приятно, что увидев меня утром, мои дети с удовольствием идут в свою группу, а прощаясь вечером говорят, что «сегодня было очень весело и интересно, я обязательно приду завтра». Я люблю придумывать для детей разнообразные развлечения, устраивать интересные конкурсы, играть в игры, проводить  эстафеты. А это показы с детьми авангардной моды, национальной одежды, постановок сказок «Теремок», «Дюймовочка», «Снежная королева» и другие. Вместе мы проживаем насыщенную и интересную жизнь, нам никогда не бывает скучно, каждый день происходит что- то новое, интересное. Мы изготавливаем поделки из природного и бросового материала, а на занятиях дети учатся видеть проблемы и находить их решение, выпускают экологические плакаты, что помогает им познать окружающий мир, через такие душевные качества, как любовь к Родине, к природе.

В.А. Сухомлинский говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии…».

Каждое занятие, любую работу надо начинать с улыбки, откинув личные проблемы ( в жизни бывают разные ситуации). Каждый день с улыбкой я прихожу в родной для меня дом – детский сад, чтобы вместе с моими воспитанниками познать окружающий нас мир, добро и зло, радоваться вместе с ними каждому успеху. Любому маленькому подвигу и как приятно видеть искренние улыбки и радостные лица наших родителей.

За долгие годы моей работы воспитателем много раз наступали часы расставания с моими выпускниками. Вот они такие важные, нарядные под звуки музыки заходили в зал, говорили прощальные и такие трогательные слова «До свиданья детский сад». Я всегда учила своих детей жить дружно, а чтобы жизнь в группе была интересной, работаю под девизом: «Наши руки – не для скуки». Выпуск детей в школу это итог огромной совместной работы всего нашего коллектива. Я всегда желаю детям хорошо учиться в школе, вырасти людьми с добрыми и отзывчивыми сердцами, чтобы уважали и заботились о пожилых людях. Время летит, и годы пролетают очень быстро и мои первые воспитанники давно сами стали родителями, привели ко мне в детский сад своих детей. Все мои воспитанники были и есть для меня, как родные дети. Я всегда интересуюсь судьбами детей и знаю про них всё, кто - где живет, какую выбрали профессию, радуюсь их успехам во всём, огорчаюсь за неудачи.

Быть воспитателем в детском саду очень даже не просто. Нужно постоянно быть в поиске нового, заниматься самообразованием, творчески подходить ко всему и есть ещё желание не останавливаться на достигнутом и следить за ростом в профессии.

         «Я воспитатель- и этим я горжусь!

Человек, который должен всё уметь и знать

И на детские вопросы.

Моментально отвечать». 

Хочу написать о моих коллегах с кем я начинала работать в 90- х годах в детском саду «Хатыҥчаан”. Мои наставники, под руководством Марии Васильевны Диодоровой, сестры- воспитателя, дневной няни Екатерины Васильевны Борисовой,  медсестры Анны Дормидонтовой начался мой воспитательский нелегкий труд. В те далекие времена в здании детского сада отопление было печным, топили дровами. Кочегаром – истопником была Мартынова Александра Васильевна. Вкусные обеды, пироги, оладьи готовили и пекли повара Евдокия Васильевна Соловьева и Платонова Вера Прокопьевна. Наши молодые, добрые нянечки: Лена Абрамова, Полина Борисова, Лия Иванова, а также Матрена Степановна Абрамова, Филиппова Ирина Егоровна, Гаврильева Зинаида Семеновна. Работали со мной воспитателями сестры Абрамовы Анастасия Павловна и Саргылана Павлавна, Борисова Валентина Николаевна. Приехали к нам работать в детский сад воспитатели Елена Павловна Васильева и Евдакия Павловна Семенова, они также были талантливыми ,очень добродушными, порядочными, советчики и мастера своего дела. Я видела, как они готовились к занятиям постоянно что- то клеили, рисовали, вырезали, изготавливали наглядные материалы и пособия для занятий и праздников. Всегда вспоминаю их, этих замечательных педагогов. Мои сыновья ходили в младшую группу где они работали.

За эти годы нашими заведующими были Наталья Самуиловна Попова, Любовь Николаевна Сосина. Абрамова Анастасия Павловна, Мартынова Нюргустана Васильевна, Васильева Римма Спиридоновна и в настоящее время у нас работает Елизавета Афанасьевна Борисова.

Шли дни и годы, вот наступили 2000 годы. После большого наводнения жизнь в нашем селе круто все изменилось. Здание нашего детского сада было разрушено и снесено большой водой и льдом. Детский сад разместили в здании интерната. Здесь я работала с Борисовой Татьяной Прокопьевной, медсестрой была Гермогенова Тамара Савыльчиковна.

За многолетний труд в детском саду в 2006 году мне присвоено звание “Ветеран труда”.

2008 году награждена : Почетная грамота – МО РС (Якутия), г. Якутск. Министр Ф. В. Габышева.

2016 году награждена медалью “За  вклад в развитие образования” №8873.

Выдан Диплом 1 степени, в номинации “Педагогическа Слава” №0001221; Редакция международной энциклопедии “Лучшие в образовании” по Представлению Президиума Межгосударственного Экспертного совета.