Памятка для педагогов

«Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

 

 

 

Выполнил: педагог – психолог

                                               Федорова В.П.

                                                       дата: октябрь 2021г.

 

 

1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции;

2. признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей;

3. помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям ( если папа -  «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным);

4. после конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям;

5. не избегать общения после конфликта;

6. через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагогов;

7. выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.

Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей.

Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо учитывать следующее:

- Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий;

- значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии;

- как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния;

- родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер;

- психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

Рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

1. Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации: лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2. Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации: никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» в открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.

3. Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.

Рекомендации: дайте разрядиться, проявите сочувствие.

4. Всегда всем недоволен, не верит себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации: покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации: не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: « может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить родителя в союзника.

6. Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делиться своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации: не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации: необходима четкая договоренность:  что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

8. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации: такого родителя во время разговора необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

 

Литература: 1. Щепитина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.

2. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. С.182.

Семинар для педагогов

«Психологическое здоровье педагога или профилактика эмоционального выгорания»

Начинайте день, используйте утреннюю мантру, которая поднимает настроение и самооценку. И кто как не мы сами скажем себе столько хорошего. Давайте сейчас прочитаем ее вместе одновременно.

 Утренняя мантра!

 Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное, Божественно красивое, Ультрамодно одетое, Необычайно работоспособное, Беспредельно ответственное, Исключительно порядочное, Кристально Честное, Беспрецедентно талантливое, Экстраординарное, Гиперсексуальное, непогодам развитое, Сказочно щедрое. Бесподобно Бесподобное, Невероятно перспективное, Беззаветно любящее, Легендарно сильное, Непостижимо оптимистичное, Идеально сложенное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Неописуемо чувственное. Архинадежное, Всеми любимое, Беспорно положительное, Фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!

 Способы снятия эмоционального напряжения

Примите горячую ванну или сходите в баню. Когда человек наряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

 

Мышечная релаксация

 • на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на выдохе( 3-5 раз) ;

 • на вдохе растянуть улыбку (оскалиться) - задержать дыхание - медленно на выдохе убрать улыбку( 3-5 раз) ;

• руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);

 • сядьте на стул, на вдохе поднимите ноги параллельно полу на 10-15 см, замрите на 1-2 секунду, выдохните (3-5 раз).

Антистрессовое дыхание

Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

 -Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения стрессового «нажима».

 

-Выпятите грудь колесом. Плечи отведите назад и расслабьте, глубоко вдохните, и медленно выдохните.

Релаксационные упражнения

для воспитателей

(снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения)

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающие вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Прогулка. Закройте глаза и в течение 5 минут представьте самые красивые и любимые места, которые Вы посещали.

Я на солнышке лежу. Воспитатель сидит на стуле или на коврике, максимально расслабив руки и ноги. Наклонитесь вправо, а затем влево. Упражнение повторить 3 раза.

Ленивый мяч. Воспитатель и  младший воспитатель перебрасывают друг другу мяч. Упражнение продолжается 3 минуты.

Путь к себе. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Вспомните себя в 10 лет. Вспомните любое радостное событие, которое произошло с вами в этом возрасте, вспомните каждую деталь. Упражнение продолжается от 5 до 10 минут.

Вдох – выдох. Левую руку держать на макушке, правую на животе. Сделать пять глубоких вдохов-выдохов, поменять руки. Упражнение повторять 4 раза.

Под небом голубым. Закрыть глаза. Расслабить руки и ноги, делая глубокий вдох, представьте голубое небо, выдох – движущиеся облака. Упражнение повторить 3 раза.

Рисуем буквы. Одновременно двумя руками в воздухе рисовать буквы алфавита.

Наклоны. Сидя на коврике, постарайтесь принять наиболее удобную позу. Закрыть глаза. Наклонитесь вперед-выпрямитесь, наклонитесь влево, вправо. Упражнение повторять 3 раза.

Пишем подбородкомЗакрыть глаза, подбородком в воздухе писать свое имя.

Легкое парение. Закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха-выдоха, представить, что летите по небу, обращая внимание на все, что находится внизу.

Позитивные установки

или

Мысли для укрепления жизненной силы

Моё исцеление уже началось

Ваш организм знает, как себя исцелить. Избавьтесь от всякого вредного мусора. Начинайте любить свой организм. Давайте ему питательную пищу и напитки. Ухаживайте за ним. Уважайте его. Создайте вокруг себя благоприятную атмосферу. Позвольте себе исцелиться!Моё исцеление начинается с готовности и желания прощать. Волна любви поднимается из глубины моего сердца, омывая и исцеляя каждую частицу моего тела. Я знаю, что заслуживаю исцеления.

Я доверяю моей внутренней мудрости

У каждого из нас внутри есть точка, которая прочно связывает нас с бесконечной мудростью Вселенной. Здесь находятся ответы на все вопросы, которые мы когда-либо себе задаём. Научитесь доверять своему внутреннему голосу.

Занимаясь повседневными делами, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Моя интуиция всегда со мной. Я доверяю её присутствию, и я спокоен (а).

Я спокоен (а), это всего лишь изменение

То, во что мы верим, становится нашей реальной жизнью. Чем больше мы доверяем жизни, тем больше жизнь вознаграждает нас.

Я сжигаю мосты  и ухожу от прошлого радостно и легко. Всё, что было раньше, обогащает мой новый жизненный опыт. Моя жизнь становится лучше и лучше!!!

Моя жизнь, как зеркало

Каждый человек, которого я встречаю в жизни, отражает часть меня самого (самой). Люди, которых  я люблю, отражают лучшие мои качества. Люди, которых я не люблю, отражают ту часть меня, которая нуждается в исцелении. Каждое переживаемое мною событие даёт мне возможность развиваться и исцеляться.

Мои качества зеркально отражаются в людях, которых я встречаю в жизни. Это позволяет  мне  духовно расти и внутренне изменяться.

Свобода- это право, данное свыше

Мы пришли на эту планету, обладая абсолютным правом выбора.

Мы постоянно делаем мысленный выбор. Никакие другие люди не могут думать за нас, если мы этого не позволим. Только мы сами распоряжаемся своими мыслями. Мы абсолютно свободны в выборе мыслей.

Я  свободен, выбирать себе замечательные мысли. Я переступаю через все прошлые ограничения и внутренне освобождаюсь. Я становлюсь той личностью, которой мне предназначено быть.

Я превращаю любую ситуацию в новую возможность

Когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой, проблемы бывают у всех, я немедленно говорю себе: «Из этой ситуации получится только хорошее. Проблема легко разрешится к всеобщему благу. Со мной всё хорошо, я спокоен». Я повторяю это утверждение снова и снова. Оно помогает мне сохранить спокойствие и позволяет Вселенной найти наилучшее решение. Меня поражает, насколько быстро проблема разрешается тем способом, который устраивает всех.

Каждая проблема имеет решение. Всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, дает мне возможность учиться и развиваться. Я в безопасности.

Я спокоен

Где-то в глубине моего существа находится источник бесконечного покоя. Он глубок и безмятежен, как озеро в горах. Никто и ничто. Никакой внешний хаос не может затронуть меня, когда я здесь. В этом месте я спокоен. Я ясно мыслю. Я получаю идеи свыше. Мне так спокойно и хорошо.

Меня охватывает божественный покой и гармония. Я испытываю сочувствие, понимание и любовь ко всем людям, включая себя.

Я никого не удерживаю возле себя

Я знаю, что каждый человек наделен свыше интуицией и внутренней мудростью. Поэтому мне не нужно вмешиваться в чужую Жизнь. Я живу не затем, чтобы контролировать других. Я живу за тем, чтобы исцелить мою собственную жизнь. Разные люди появляются в моей жизни именно тогда, когда это нужно. Мы проводим вместе столько времени, сколько нам предназначено, и расстаёмся именно тогда, когда нужно. Я с любовью отпускаю от себя других людей.

Я освобождаю других, чтобы они жили так, как считают нужным, и я свободен, создавать себе ту жизнь, которая нужна мне.

Моя работа приносит удовлетворение

Когда мы научимся любить то, что делаем, Жизнь позаботиться о том, чтобы мы всегда находили себе интересную творческую работу. Когда вы готовы сделать новый шаг в жизни мысленно и эмоционально, Жизнь сама подтолкнет вас к нему. Старайтесь максимально реализовать свои возможности уже сегодня.

Я делаю то, что люблю, и люблю то, что я делаю. Я знаю, что всегда работаю там, где нужно, и с теми людьми, с которыми нужно. Я знаю, что получаю те жизненные уроки, которые мне необходимы.

(Позитивные установки из книги Л.Хей «Управляй своей судьбой»).

Download
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»
Консультация для педагогов ЗОЖ.docx
Microsoft Word Document 49.5 KB
Download
KHarakteristika tipov privyazannosti.pdf
Adobe Acrobat Document 35.5 KB
Download
Materialy dlya metodiki Derevo.pdf
Adobe Acrobat Document 225.4 KB
Download
Pamyatka Situacii, kotorye pomogut razv
Adobe Acrobat Document 557.5 KB
Download
Анкета Климат в коллективе.docx
Microsoft Word Document 15.3 KB
Download
Анкета Стиль педагогического общения.doc
Microsoft Word Document 20.6 KB
Download
Методика изучения проф. мотивации Замфир
Microsoft Word Document 66.0 KB
Download
методика оценки деятелности коллектива.d
Microsoft Word Document 43.9 KB
Download
Обработка методики психол. климата.docx
Microsoft Word Document 11.8 KB
Download
Ценностные ориентации М. Рокич.docx
Microsoft Word Document 16.6 KB
Download
экспресс диагностика психологического кл
Microsoft Word Document 12.2 KB